Организация бухгалтерского учета для кооперативов является одним из основных и приоритетных вопросов после прохождения процедуры регистрации, так как она поможет избежать недоразумений, которые связаны с материальными и нематериальными ценностями объединения. Сотрудники Отдела по г. Гомелю и Гомельской области ООО «Бухгалтерские технологии» неоднократно сталкивались с вопросами, как постановки бухгалтерского учета, так и с восстановлением учета после менее компетентных сотрудников. Для того чтобы принять решение, каким образом организовать бухгалтерский учет: нанимать бухгалтера, выбирать его среди членов сообщества или привлекать для подобной работы стороннего исполнителя в образе аутсорсера, мы попробуем изложить некоторые моменты постановки бухгалтерского учета и отчетности.
Что означает кооператив и нужен ли ему бухучет
Кооператив представляет собой объединение лиц, выполняющих определенные действия (оказание услуг, продажа товаров) с целью получения прибыли. Предприятие при этом находится в их общей собственности, управление осуществляется на демократических основах.
Юрлицо обязано располагать самостоятельным балансом или сметой. К юрлицам можно отнести в частности производственный и потребительский кооператив. Сомнений, что организация бухгалтерского учета кооперативов нужна не возникает, к этому обязывает закон.
Кооперативы могут быть, как следует из Гражданского кодекса производственными или потребительскими:
- Производственные являют собой объединения граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности. Особенностью производственных кооперативов (артелей) является обязательное трудовое участие его дольщиков в деятельности объединения. В зависимости от вида деятельности такие объединения бывают производственными или производственными сельскохозяйственными.
- Потребительские – это объединение лиц с целью удовлетворения их потребностей в товарах либо услугах. Пример потребительского кооператива: гаражные, садовые и садово-дачные, товарищество собственников. Отличительной чертой потребительских сообществ, согласно законодательству является то, что они представляют собой некоммерческие организации.
Вновь созданные кооперативы в своей работе руководствуются уставом, вне зависимости от того потребительский он или производственный. Устав, который утверждается общим собранием членов предприятия, должен быть принят еще до регистрации общества в государственных органах и содержать в себе все сведения о работе фирмы:
- Наименование и местоположения, целей деятельности.
- Размеры, порядок внесения паевых взносов, выплат членам кооператива, план покрытия убытков членами общества.
- Права, обязанности, как членов кооператива, так и кооператива перед своими членами.
- Порядок проведения очередных и внеочередных внешних проверок финансовой деятельности фирмы.
- Порядок реорганизации и ликвидации.
Как видим, каким бы не была форма деятельности кооператива, деятельность его связана с материальными и нематериальными активами. Соответственно, организация первичного учета должна быть организованна как для отчетности перед государственными структурами, так и для внутреннего пользованиями паевщиками общества.
Мы готовы учесть тонкости ведения постановки вашего предприятия за приемлемую цену. Отдел по г. Гомелю и Гомельской области ООО «Бухгалтерские технологии» оказывает услуги по постановке и консультации наших клиентов качественно и не затягивает сроков.
Как правильно вести бухгалтерию и кто за нее отвечает
Для начала рассмотрим более простой вид кооперативов – потребительские общества. Так как, согласно Гражданскому кодексу, потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, постановка бухгалтерского учета и отчетности кооперативов не вызовет трудностей. Для удобства ведения отчетности и прозрачности финансовой деятельности, мы рекомендуем открыть расчетный счет в банке, через который будут приниматься членские взносы, паевые взносы новых членов общества, а также производиться все выплаты и расчеты.
Так как кооператив не коммерческий, он может работать по упрощенной системе налогообложения. Это значит, что бухгалтерский учет можно вести не в полной мере, обязательным же условием является ведения книги учета. Так же отчетность в налоговые органы и оплата налогов осуществляется один раз в квартал. Но для деятельности по УСН есть ряд законодательных требований, которые обязательны для выполнения и изменяются государственными органами время от времени.
Как видно из практики, деятельность на упрощенной системе налогообложения не дает полной гарантии от штрафных санкций и не освобождает от обязанности постоянно следить за изменениями в законодательстве. Для того чтобы избежать неприятностей, оптимальным выбором будет доверить постановку и ведения бухгалтерского учета и отчетности профессиональной команде с опытом наработанным годами и многими клиентами. Обратитесь в Отдел по г. Гомелю и Гомельской области ООО «Бухгалтерские технологии», и мы проконсультируем вас во всем, начиная от составления устава до полного сопровождения оформления в государственных органах.
Более сложным является постановка бухгалтерского учета для кооперативов производственных. В этом случае более сложной является система, как паевых взносов, так и распределения прибыли между участниками артели. Так как кооператив получает прибыль от ведения деятельности, а его участники принимают в его работе непосредственное участие как работники, соответственно прибыль может распределяться между ними в форме заработной платы.
Так же, производственным артелям разрешено привлекать к работе сотрудников, которые не являются членами кооператива. Их услуги также должны оплачиваться. Все это в разы увеличивает нагрузку на бухгалтерский отдел. К этому добавляются еще больше сложностей в ведении налоговой отчетности и оплаты налогов.
Если всю эту работу выполняют некомпетентные сотрудники – проблем избежать будет сложно. Это еще один из показателей того, что гораздо эффективнее привлекать к этим задачам сторонних опытных исполнителей. Сотрудники Отдела по г. Гомелю и Гомельской области ООО «Бухгалтерские технологии» не только проконсультируют, но и возьмут на себя всю рутинную работу по такой сложной теме как организация бухгалтерского учета для кооперативов, подскажут, как правильно оформить необходимую документацию от уставов до кадровых решений в соответствии с законодательной базой. Звоните нам или оформите заявку обратной связи, указав ваши контактные данные, и сможете быть уверенными в своих бухгалтерских и налоговых вопросах.